Создание игры «Candy Crush» на JavaScript с использованием MelonJS.

Создание игры «Candy Crush» является отличным проектом для изучения разработки игр на JavaScript с использованием современных игровых движков. Одним из таких движков является MelonJS — легкий, но мощный HTML5 game engine, который позволяет создавать 2D-игры с удобной системой управления ресурсами, рендеринга и обработкой событий. В данной статье рассмотрим процесс разработки основной механики «Candy Crush» на MelonJS, начиная с подготовки среды и заканчивая созданием игрового поля и логики совпадений.

Введение в MelonJS и его возможности

MelonJS — это кроссплатформенный игровой движок, ориентированный на 2D-игры. Он написан на JavaScript и использует HTML5 Canvas для рендеринга графики, что позволяет запускать игры непосредственно в браузере без необходимости установки дополнительного ПО. Среди ключевых преимуществ MelonJS можно выделить простоту структуры проектов и мощный API, который обеспечивает работу с анимациями, коллизиями и пользовательскими вводами.

Движок оптимизирован под мобильные и десктопные устройства, поддерживает управление через клавиатуру, мышь и сенсорные экраны. Это делает его подходящим выбором для реализации игры «Candy Crush», где важна отзывчивость интерфейса и плавная анимация смены элементов на игровом поле.

Настройка рабочей среды для разработки

Перед тем как приступить к написанию кода, необходимо подготовить рабочую среду. Для этого требуется установить базовую структуру проекта и подключить библиотеку MelonJS. В структуру проекта рекомендуется включить следующие папки:

  • js/ — для скриптов игры;
  • images/ — для графики;
  • css/ — для стилей;
  • index.html — стартовый HTML-файл.

В файле index.html подключается движок и основной скрипт игры. Также необходимо настроить конфигурацию MelonJS, которая укажет размеры окна, пути к ресурсам и основные параметры рендеринга. Для локальной отладки удобно использовать локальный сервер, например, средствами VSCode или простыми утилитами вроде http-server, так как многие браузеры блокируют загрузку локальных файлов из-за ограничений безопасности.

Пример базовой структуры index.html

<!DOCTYPE html>
<html lang="ru">
<head>
  <meta charset="UTF-8">
  <title>Candy Crush на MelonJS</title>
  <style>body { margin: 0; background: #f0e4d7; }</style>
</head>
<body>
  <script src="https://cdn.jsdelivr.net/npm/melonjs/dist/melonjs.min.js"></script>
  <script src="js/game.js"></script>
</body>
</html>

Проектирование игрового поля и элементов

Основой игры «Candy Crush» является сетка из ячеек, каждая из которых содержит «конфету» — визуальный объект определённого цвета и формы. В нашем случае игровое поле можно представить в виде двумерного массива, где каждый элемент соответствует конфете с уникальным идентификатором типа. Размер поля традиционно 8×8 или 9×9.

Для визуализации конфет используются спрайты. В MelonJS для этого применяется класс me.Sprite или создание объектов на базе me.Renderable. Каждая «конфета» будет интерактивной: при клике или касании она меняется местами с соседней, если ход легален, или остаётся на месте — если ход невозможен.

Создание класса конфеты

Реализуем класс конфеты, наследуя его от базового элемента MelonJS. В классе можно определить свойства цвета, позицию на сетке и методы отрисовки и обновления. Отличительной особенностью будет хранение логических координат (строка и столбец поля), что упростит проверку совпадений и перемещений.

class Candy extends me.Renderable {
  constructor(x, y, type) {
    super(x, y, 64, 64);
    this.type = type; // тип конфеты (цвет)
    this.posInGrid = {row: y / 64, col: x / 64};
    this.image = me.loader.getImage('candy' + this.type);
  }

  draw(renderer) {
    if (this.image) {
      renderer.drawImage(this.image, this.pos.x, this.pos.y);
    }
  }
}

Реализация логики совпадений и обмена конфет

Главная особенность игры состоит в умении находить цепочки из трёх и более одинаковых конфет по горизонтали и вертикали. Для этого необходимо внедрить алгоритм поиска последовательностей в двумерном массиве игрового поля. При успешном совпадении конфеты удаляются, а сверху сверху падают новые «свежие» элементы.

Обмен конфет реализуется через захват пользовательского ввода — кликов или перетаскиваний. Если после обмена появилось совпадение, изменения фиксируются и запускается анимация удаления конфет. Если нет — обмен отменяется, возвращая конфеты на исходные места.

Алгоритм поиска совпадений

Идея алгоритма:

  • Для каждой конфеты проверяются соседние конфеты по горизонтали и вертикали на одинаковость типа.
  • Если найдено 3 или более подряд идущих конфеты одного типа, отмечаем их на удаление.
  • После прохода по всему полю удаляем отмеченные конфеты и сдвигаем все верхние вниз, заполняя пустые места новыми конфетами.

Пример кода для поиска по горизонтали

function findMatches(grid) {
  let matches = [];
  for (let row = 0; row < grid.length; row++) {
    let count = 1;
    for (let col = 1; col < grid[row].length; col++) {
      if (grid[row][col].type === grid[row][col - 1].type) {
        count++;
      } else {
        if (count >= 3) {
          for (let k = 0; k < count; k++) {
            matches.push(grid[row][col - 1 - k]);
          }
        }
        count = 1;
      }
    }
    if (count >= 3) {
      for (let k = 0; k < count; k++) {
        matches.push(grid[row][grid[row].length - 1 - k]);
      }
    }
  }
  return matches;
}

Обработка пользовательских событий и анимации

Для улучшения игрового опыта необходимо добавить плавные анимации при обмене конфет, их исчезновении и падении новых элементов. MelonJS поддерживает систему таймеров и через методы обновления позволяет создавать плавные переходы между состояниями элементов.

Обработка ввода реализуется через систему событий MelonJS — можно отслеживать клики по конфетам и применять логику смены позиции с соседним элементом, если ход допустим. Следует учитывать запрет на обмен конфет нельзя, если он не приводит к совпадениям, что требует дополнительной проверки логики.

Основные методы для анимации перемещения

  • update(dt): вызывается каждый кадр для обновления позиции элемента в анимации;
  • onCollision( ): обработка взаимодействия с другими объектами;
  • Использование Tween библиотек для плавных переходов.

Таблица основных компонентов и их функций

Компонент Описание Роль в игре
Game World Основный контейнер для игровых объектов Хранит и обновляет поле с конфетами
Candy (конфета) Игровой объект с типом и позицией Визуализация и управление поведением конфет
Input Handler Обработка кликов и свайпов Обеспечивает взаимодействие игрока с игрой
Match Finder Алгоритмы поиска совпадений Определяет успешные ходы и удаление конфет
Animation Manager Управление анимацией перемещений и исчезновений Добавляет плавность и визуальную привлекательность

Заключение

Создание игры в стиле "Candy Crush" с использованием MelonJS — это увлекательная задача, позволяющая познакомиться с основами разработки HTML5 игр на JavaScript. Благодаря простой архитектуре и мощному API MelonJS можно реализовать все ключевые аспекты игры: от визуализации и пользовательского ввода до логики поиска совпадений и управления анимациями.

В данной статье мы рассмотрели основные этапы разработки: подготовку среды, проектирование игровой сетки, создание классов игровых объектов, внедрение алгоритмов обмена и поиска совпадений, а также методы обработки пользовательских действий и анимаций. Освоение этих концепций поможет вам в дальнейшем создавать более сложные и интересные проекты на основе MelonJS и JavaScript.

Создание игры Candy Crush на JS MelonJS игровые движки програмирование казуальных игр JavaScript разработка игр создать match 3 игру
MelonJS tutorial на русском игра на JavaScript Candy Crush разработка игр с движком MelonJS создание казуальной игры на JS JavaScript game framework MelonJS