Создание игры «Candy Crush» на JavaScript с использованием MelonJS.
Создание игры «Candy Crush» является отличным проектом для изучения разработки игр на JavaScript с использованием современных игровых движков. Одним из таких движков является MelonJS — легкий, но мощный HTML5 game engine, который позволяет создавать 2D-игры с удобной системой управления ресурсами, рендеринга и обработкой событий. В данной статье рассмотрим процесс разработки основной механики «Candy Crush» на MelonJS, начиная с подготовки среды и заканчивая созданием игрового поля и логики совпадений.
Введение в MelonJS и его возможности
MelonJS — это кроссплатформенный игровой движок, ориентированный на 2D-игры. Он написан на JavaScript и использует HTML5 Canvas для рендеринга графики, что позволяет запускать игры непосредственно в браузере без необходимости установки дополнительного ПО. Среди ключевых преимуществ MelonJS можно выделить простоту структуры проектов и мощный API, который обеспечивает работу с анимациями, коллизиями и пользовательскими вводами.
Движок оптимизирован под мобильные и десктопные устройства, поддерживает управление через клавиатуру, мышь и сенсорные экраны. Это делает его подходящим выбором для реализации игры «Candy Crush», где важна отзывчивость интерфейса и плавная анимация смены элементов на игровом поле.
Настройка рабочей среды для разработки
Перед тем как приступить к написанию кода, необходимо подготовить рабочую среду. Для этого требуется установить базовую структуру проекта и подключить библиотеку MelonJS. В структуру проекта рекомендуется включить следующие папки:
- js/ — для скриптов игры;
- images/ — для графики;
- css/ — для стилей;
- index.html — стартовый HTML-файл.
В файле index.html
подключается движок и основной скрипт игры. Также необходимо настроить конфигурацию MelonJS, которая укажет размеры окна, пути к ресурсам и основные параметры рендеринга. Для локальной отладки удобно использовать локальный сервер, например, средствами VSCode или простыми утилитами вроде http-server, так как многие браузеры блокируют загрузку локальных файлов из-за ограничений безопасности.
Пример базовой структуры index.html
<!DOCTYPE html> <html lang="ru"> <head> <meta charset="UTF-8"> <title>Candy Crush на MelonJS</title> <style>body { margin: 0; background: #f0e4d7; }</style> </head> <body> <script src="https://cdn.jsdelivr.net/npm/melonjs/dist/melonjs.min.js"></script> <script src="js/game.js"></script> </body> </html>
Проектирование игрового поля и элементов
Основой игры «Candy Crush» является сетка из ячеек, каждая из которых содержит «конфету» — визуальный объект определённого цвета и формы. В нашем случае игровое поле можно представить в виде двумерного массива, где каждый элемент соответствует конфете с уникальным идентификатором типа. Размер поля традиционно 8×8 или 9×9.
Для визуализации конфет используются спрайты. В MelonJS для этого применяется класс me.Sprite
или создание объектов на базе me.Renderable
. Каждая «конфета» будет интерактивной: при клике или касании она меняется местами с соседней, если ход легален, или остаётся на месте — если ход невозможен.
Создание класса конфеты
Реализуем класс конфеты, наследуя его от базового элемента MelonJS. В классе можно определить свойства цвета, позицию на сетке и методы отрисовки и обновления. Отличительной особенностью будет хранение логических координат (строка и столбец поля), что упростит проверку совпадений и перемещений.
class Candy extends me.Renderable { constructor(x, y, type) { super(x, y, 64, 64); this.type = type; // тип конфеты (цвет) this.posInGrid = {row: y / 64, col: x / 64}; this.image = me.loader.getImage('candy' + this.type); } draw(renderer) { if (this.image) { renderer.drawImage(this.image, this.pos.x, this.pos.y); } } }
Реализация логики совпадений и обмена конфет
Главная особенность игры состоит в умении находить цепочки из трёх и более одинаковых конфет по горизонтали и вертикали. Для этого необходимо внедрить алгоритм поиска последовательностей в двумерном массиве игрового поля. При успешном совпадении конфеты удаляются, а сверху сверху падают новые «свежие» элементы.
Обмен конфет реализуется через захват пользовательского ввода — кликов или перетаскиваний. Если после обмена появилось совпадение, изменения фиксируются и запускается анимация удаления конфет. Если нет — обмен отменяется, возвращая конфеты на исходные места.
Алгоритм поиска совпадений
Идея алгоритма:
- Для каждой конфеты проверяются соседние конфеты по горизонтали и вертикали на одинаковость типа.
- Если найдено 3 или более подряд идущих конфеты одного типа, отмечаем их на удаление.
- После прохода по всему полю удаляем отмеченные конфеты и сдвигаем все верхние вниз, заполняя пустые места новыми конфетами.
Пример кода для поиска по горизонтали
function findMatches(grid) { let matches = []; for (let row = 0; row < grid.length; row++) { let count = 1; for (let col = 1; col < grid[row].length; col++) { if (grid[row][col].type === grid[row][col - 1].type) { count++; } else { if (count >= 3) { for (let k = 0; k < count; k++) { matches.push(grid[row][col - 1 - k]); } } count = 1; } } if (count >= 3) { for (let k = 0; k < count; k++) { matches.push(grid[row][grid[row].length - 1 - k]); } } } return matches; }
Обработка пользовательских событий и анимации
Для улучшения игрового опыта необходимо добавить плавные анимации при обмене конфет, их исчезновении и падении новых элементов. MelonJS поддерживает систему таймеров и через методы обновления позволяет создавать плавные переходы между состояниями элементов.
Обработка ввода реализуется через систему событий MelonJS — можно отслеживать клики по конфетам и применять логику смены позиции с соседним элементом, если ход допустим. Следует учитывать запрет на обмен конфет нельзя, если он не приводит к совпадениям, что требует дополнительной проверки логики.
Основные методы для анимации перемещения
update(dt)
: вызывается каждый кадр для обновления позиции элемента в анимации;onCollision( )
: обработка взаимодействия с другими объектами;- Использование Tween библиотек для плавных переходов.
Таблица основных компонентов и их функций
Компонент | Описание | Роль в игре |
---|---|---|
Game World | Основный контейнер для игровых объектов | Хранит и обновляет поле с конфетами |
Candy (конфета) | Игровой объект с типом и позицией | Визуализация и управление поведением конфет |
Input Handler | Обработка кликов и свайпов | Обеспечивает взаимодействие игрока с игрой |
Match Finder | Алгоритмы поиска совпадений | Определяет успешные ходы и удаление конфет |
Animation Manager | Управление анимацией перемещений и исчезновений | Добавляет плавность и визуальную привлекательность |
Заключение
Создание игры в стиле "Candy Crush" с использованием MelonJS — это увлекательная задача, позволяющая познакомиться с основами разработки HTML5 игр на JavaScript. Благодаря простой архитектуре и мощному API MelonJS можно реализовать все ключевые аспекты игры: от визуализации и пользовательского ввода до логики поиска совпадений и управления анимациями.
В данной статье мы рассмотрели основные этапы разработки: подготовку среды, проектирование игровой сетки, создание классов игровых объектов, внедрение алгоритмов обмена и поиска совпадений, а также методы обработки пользовательских действий и анимаций. Освоение этих концепций поможет вам в дальнейшем создавать более сложные и интересные проекты на основе MelonJS и JavaScript.